Синология.Ру

Тематический раздел


Шань хай цзин

山海經 «Канон/Каталог гор и морей». Анонимный памятник предположительно кон. III — нач. II в. до н.э. Традиционно считается произведением, объединяющим разновременные пласты как положительных знаний — по описательной географии, ландшафтоведению, зоогеографии, ботанич. географии, минералогии, этногеографии, космологии, медицине, так и мифов, легенд и верований. Известен в исходн.  ред. Го Пу (кон. III — нач. IV в.), далее уточненной Би Юанем (XVIII в.) и Хэ И-сином (кон. XVIII – нач. ХIX вв.), создавшим лучший вариант текста. Состоит из 18 цзюаней (свитков), объединенных в два разд.: «Канон гор» («Шань цзин»), или «Канон Пяти сокровенных [гор]» («У цзан цзин») в 5 цзюанях и «Канон морей» («Хай цзин») в 13 цзюанях. Впервые упоминается в «Ши цзи» (II–I вв.) и в библиографическом разделе «Хань шу» (I в.). По преданию, «Шань хай цзин» был выгравирован на свящ. сосудах бо и — помощником «совершенномудрого» (шэн [1]) полумифического правителя древности Юя (XXIII в. до н.э.).
 
Для «Канона морей» характерны многочисленные генеалогии, отражающие тенденцию к созданию общекит. пантеона богов и предков. В нек-рых кн. «Канона гор» отмечаются культовые центры, их боги, фрагментарно сообщаются мифы о богах и предках. Те герои, к-рые в «Шу цзине» выступают в качестве историч. деятелей — мудрых правителей древности, в «Шань хай цзине» предстают богами или культурными героями. Почти все сюжеты «Шу цзина» находят аналогии в мифах, сообщаемых в «Шань хай цзине». Генеалогич. систематизации «Шань хай цзина» содержат много несоответствий «Шу цзину». Напр., мельком упоминаются «совершенномудрые» Яо, Шунь и Юй, зато возглавляют генеалогич. ряды великих предков либо популярный в даос. традиции «Желтый император» — Хуан-ди, либо не встречающийся в др. источниках «Предок-государь» (Ди-цзюнь). Многие данные «Шань хай цзина» перекликаются с «Тянь вэнь» («Вопросы к небу») Цюй Юаня (IV — нач. III в.), «Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.) и «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.). Существуют мнения, что в «Шань хай цзине» зашифрованы карта звездного неба и система календарного счисления или схема устройства мироздания и т.п. Высказываются также предположения о том, что географич. описания «Шань хай цзина» относятся не только к Китаю, но и к другим регионам мира (напр., Южной Америке). Имеется полный рус. пер. (Э.М.Яншина, 1977).
 
Автор:  Юркевич А.Г.
 
Источники:
Шань хай цзин чжуань («Шань хай цзин» с комментарием). Кн. 1–3. Пекин, 1983;  Юань Кэ. Шань хай цзин цзяо чжу («Шань хай цзин», выверенный и прокомментированный). Шанхай, 1985;   Го Пу чжу (коммент.). Шань хай цзин. Шанхай, 1989;  Хэ Ю-син. Шань хай цзин цзянь шу («Шань хай цзин» с комментариями и толкованиями). Шанхай, 1991;  Каталог гор и морей (Шань хай цзин). Предисл., пер. и коммент. Э.М. Яншиной. М., 2004.
 
Литература:
Голыгина К.И. Великий предел. М., 1994; она же. Обрядовый календарь — «шаманская» книга в литературе // XXV НК ОГК. Ч. 1. М., 1994; Кухтина Е.В. «Шань хай цзин»: некоторые проблемы структуры и типологии текста // XIII НК ОГК. Ч. 1. М., 1982; Лихтман В.В. Пространственные текстологические структуры («Шань хай цзина» и «Ши цзина») // XVIII НК ОГК. Ч. 1. М., 1987; Лукьянов А.Е. Миф и метафизика древнекитайской геополитики // ПДВ. 2000, № 3; Finsterbusch K. Das Verhältnis des Shan-hai-djing zur bildenden Kunst. B., 1952; Mänchen-Helfen O. The Later Books of the Shan-hai-king // AM. Vol. I (1924); Rosny L. Chan-hai-king. Antique geographic chinoise. P., 1891.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И., Юркевич А.Г.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 614-615.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.